index.htm | @pawlick.ru | НСНО! | pawlick@pawlick.ru |
опубликовано в сокращенном виде журнале "Свободный доступ" 15 сентября 2008
Считается, что для раскрутки группы обязательно требуется толстосум-продюсер, который будет вкладывать в группу энные суммы и пытаться всюду ее продвинуть. Павел Цапюк выяснил у солистки группы «Мельница» Натальи О'Шей (Хелависы), как группа добилась популярности и звания «лучшей фолк-рок группы».
Павел Цапюк: До прихода в будущую «Мельницу» (тогда еще «Тиль
Уленшпигель») ты что-то записывала сама? Где-то выступала? В каком составе? Одна
или с другими музыкантами?
Наталья О'Шей: До прихода в группу я вообще не воспринимала собственное
творчество серьезно. Конечно, мне все время грезилась какая-то иная жизнь, в
которой мои песни игрались бы музыкантами Queen и Led Zeppelin, и чудились
красивые рок-аранжировки, но при этом я была вполне довольна тем, что регулярно
пела, как умела, под гитару, на которой тоже играла, как умела, на кухнях друзей
или на большом сачке 1 гуманитарного корпуса МГУ. Наверное, самыми крупными
выступлениями были выходы на ролевых фестивалях типа Зилант-Кона (Казань) и
реконструкторских праздников типа «Меча России» (Москва, Сетуньский Стан).
Несколько раз меня записывали на кассеты — опять же, весьма и весьма кустарно.
Однако именно из-за одной из этих кассет меня и позвали в группу.
ПЦ: Есть ощущение популярности? На улице узнают часто?
НО: Да, бывает регулярно. Как правило, это очень «выбивает из контура», я
никак не привыкну. К примеру, вот я бегу в МГУ, в функции преподавателя, и думаю
о науке, и одета я в длинные серые штаны… А тут некто подходит на остановке и
просит автограф! Еще была смешно, когда я рано утром улетала из Шереметьево, и
девушка на регистрации все никак не могла мне выписать посадочный — все хотела
заговорить, но смущалась, и в итоге призналась, что дома перед выездом на работу
слушала «Мельницу».
ПЦ: Фанаты так и обращаются, Хелависа? Ты же, по сути, не скрываешь своего
настоящего имени — хотя, скажем, на «Нашем радио», где «Мельницу» можно слышать
чаще всего, тебя настоящим именем никогда не называют.
НО: По-разному обращаются. Большей частью используют сценическое имя, но
также часто зовут Натальей Андреевной. Почему-то изначально отчество приклеилось
— наверное, из-за имиджа преподавателя. Просто по имени, Натальей, зовут крайне
редко, и то в провинции, где нас не очень знают.
ПЦ: С создателями сайта hellawes.ru ты знакома?
НО: Да, конечно — сайт начинала делать Мадина Закирова, очень талантливый
дизайнер и архитектор. Это было ее начинание, потом мне прислали ссылку, я
предложила ей сделать официальную страничку… И некоторое время все было хорошо,
пока у Мадины хватало времени и сил, чтобы все поддерживать, а сейчас, увы, сайт
несколько бесхозный, да еще и хакеры его регулярно ломают. Надеюсь, скоро
все-таки приведем его в порядок — я же сама в таких делах полный ноль, требуется
помощь друзей и знакомых, а их всех надо привести к общему знаменателю и
объяснить, что же требуется от сайта…
ПЦ: Что предпринималось для раскрутки группы? Есть у группы продюсер? На
сайте обозначен только «директор», занимающийся организацией концертов…
НО: Нет, продюсера у нас нет — хотя вот я сейчас это скажу в очередной раз,
и мне в очередной раз не поверят (потому что если люди хотят верить, что, скажем,
мой муж вложил в раскрутку группы кучу денег, то никакие слова их не переубедят!).
У нас есть лейбл, на котором мы издаемся — «Навигатор Рекордс», и на этом лейбле
есть пиар-агенты, которые занимаются нами. Работа в данном случае состоит в том,
чтобы периодически закидывать информацию о группе, светить наше имя в различных
СМИ, вот и все. Еще у нас есть директор и тур-менеджер (то есть человек,
ответственный за организацию гастролей). В общем, никакой стратегии раскрутки у
нас нет и не было, никаких денежных вложений тоже не было, и на «Наше Радио» мы
попали в достаточной мере случайно, точнее, просто долго колотились туда и
просили взять, и наконец они взяли у нас трек «Ночная Кобыла» вроде как
попробовать (чтобы отстали). А он возьми да и взлети на верхнюю строчку
хит-парада. Повезло, конечно — и замечательно сработали наши фанаты в городах и
весях, которые голосовали даже не за песню, а именно за группу. И благодаря им
мы оказались на радио, а с этого момента пошли гастроли, стали увеличиваться
площадки и так далее (хотя свою первую Горбушку мы сыграли до попадания на радио!).
Наверное, стоило много лет выступать по крошечным клубам, зарабатывая статус
культовой команды для тех, кто в теме, для того, чтобы однажды этих тех, кто в
теме, стало настолько много, чтобы заполнить Лужники. Конечно, мы теперь, видимо,
менее «культовые», но меня это как раз не расстраивает — я никогда не стремилась
к славе типа «не для всех, только для сумасшедших», цитируя Гессе.
ПЦ: Если говорить о то же «Нашем», как происходит сейчас отбор песен для
эфира?
НО: Отбор осуществляет само радио. Мы приносим диск, они решают, какие песни
пойдут в эфир и когда.
ПЦ: А возможна сейчас такая ситуация, когда — в студии ли, перед концертом ли
— что-то не понравится тебе или группе, не понравится не просто так, а
заслуженно, и вы (или ты) скажете: да вы что? да мы же «Мельница» (да я же
Хелависа)! и либо настоите на своем, либо вообще развернетесь и, хлопнув дверью,
уйдете?
НО: Конечно. Если не выполнен наш райдер — бытовой ли, технический ли, мы
начинаем ругаться. Как правило, все проблемы можно решить, не доводя дело до «хлопнуть
дверью» — тем более что мы всегда настроены на то, чтобы выступить, потому что
люди же приходят нас слушать, их жалко! Но пару раз приходилось сильно
задерживать начало концерта из-за того, что откуда-то доставали недостающие
мониторы, или не был произведен расчет выручки и т.д. Если организаторы берут на
себя устройство концерта, это значит, что они соглашаются выполнить наши
требования (вполне скромные, кстати), и менять расклад в последний момент, когда
мы уже на месте — не годится.
ПЦ: Сколько раз менялся состав? Сколько человек через группу прошло? По каким
причинам уходили участники? Где и как находили новых?
НО: Состав был изначально унаследован от «Тиля Уленшпигеля», то есть большей
частью представлял собой студентов музыкальных вузов, нанятых играть чужую
музыку по нотам за деньги. Люди все были очень милые и профессиональные, но
ничего хорошего из этого выйти не могло — потому что не было импровизации, не
было совместной работы над аранжировками, не было внутригруппового драйва. С
другой стороны, были музыканты, которые очень хотели творить (и это даже неплохо
получалось), но которые чисто технически очень сильно уступали классикам, и это
тоже создавало проблемы. Так что в итоге у нас в той или иной степени шла
текучка кадров около шести лет, пока в итоге мы с несколькими коллегами не
решили, что пора что-то менять кардинально, а то так и останемся культовой
самодеятельностью. И мы попросили уйти всех музыкантов-классиков, и вместо них
пригласили джазовых и роковых профессионалов — сначала как сессионников. Но все
парни настолько сразу прониклись материалом, даже на удивление, что очень скоро
этот состав стал постоянным, и он прекрасно работает уже два года, и надеюсь,
уже меняться не будет. У нас было несколько экспериментов со вторым вокалом —
сначала потому, что я хотела второй голос, потом потому, что с моими разъездами
по всему свету у группы возникла идея, что можно было бы играть концерты с
заменой вокалистки (странная на самом деле мысль, поскольку я еще и основной
автор), потом снова попробовали именно второй голос плюс несколько сольных песен…
Но оказалось, что те песни, в которых более всего требовался второй голос, уже
давно сыграны и записаны, то есть поезд в некотором роде ушел, плюс все-таки
безумно сложно найти человека, который будет с тобой звучать так, как надо, в
любой стилистике. Так что мы вернулись на круги своя — пять мужиков и одна я.
ПЦ: Насколько ты связана группой творчески?
НО: Группа — это мой основной проект. Все песни, которые я пишу, я приношу в
группу, тем более сейчас мы не связаны стилистическими рамками и можем пробовать
с ними делать все, что угодно. Если все-таки песня в группе не приживается или
понятно, что она должна быть строго минималистично-акустической, я беру ее в
свой сольный проект. Сольник — это такое тихо текущее, но приятное творчество;
концерты с виолончелистом и гитаристом, акустическая арфа, запись альбома, опять
же в чистой акустике… Материал местами новый (большей частью инструменталы),
местами очень и очень старый, то есть те песни, за которые меня когда-то народ
полюбил и которые хочется хорошо сыграть и записать в хорошем качестве.
ПЦ: При каком условии группа может перестать существовать? Каков твой прогноз
срока жизни группы?
НО: Я, наверное, идеалист и эгоист, но мне кажется, что группа реально может
прекратит работу только тогда, когда я не смогу или не захочу больше писать для
нее песни. А поскольку я пишу их все время и вроде бы не собираюсь
останавливаться, с одной стороны, а группа, с другой стороны, для меня является
способом воплотить эти песни в аранжировке, в записи и на сцене… конца группы
пока не предвидится. Конечно, может случиться такое, что мужа пошлют работать
куда-нибудь в Аргентину <муж Натальи — дипломат — Прим. ПЦ>, и летать оттуда на
концерты мне будет физически сложно — но тогда и будем думать, что делать. Может
быть, временно перейдем на бесконцертный режим, а может, я буду приезжать
надолго и пропадать тоже надолго.
ПЦ: Как прошел благотворительный аукцион в мае? Все ли лоты ушли? Если не
секрет, за который боролись больше всего?
НО: Аукцион был немного комом, как первый блин — в плане организации, но в
плане действа прошел замечательно, было очень весело, и мы собрали около 2000
евро, которые были торжественно переданы WWF для работы по леопардам на Кавказе
и Дальнем Востоке. Ушли все лоты — от платья Юты до пресс-папье братьев Запашных,
и за некоторые вещи разыгралась нешуточная борьба. Особым успехом пользовались
два моих концертых платья — белое вязаное и черно-красное, опять же вязаное.
Белое ушло в итоге коллеге по цеху, певице Елене Ханпире, которая в нем уже
успела выступить!
ПЦ: Новый альбом — в конце ноября 2008? Все в силе?
НО: Да, процесс идет. Вот сейчас на студии дописываются последние музыканты,
и в сентябре начнется сведение. Я уже слушала несколько промежуточных
результатов работы, самой очень нравится то, что получается. Вообще у нас сейчас
такое состояние волшебное — мы все в этом новом материале, каждый приходит в
студии и аж трясется от того, как он уже хочет все это сыграть и записать… И
очень хочется уже весны, чтобы сыграть программу в живую! Но пока у нас
творческий отпуск (а у кого и декретный), так что концентрируемся на том, чтобы
сделать очень красивую пластинку. Название вот все не можем придумать — это
всегда самое сложное!
ПЦ: Как планируете отпраздновать 9-летие?
НО: Мы, к сожалению, будем не вместе на 9-летие — точнее, я буду в Женеве,
а парни в Москве. Наверное, они-то соберутся и душевно где-нибудь посидят, а вот
мне придется быть с ними исключительно душой…
|