index.htm | @pawlick.ru | НСНО! | pawlick@pawlick.ru |
написано для журнала "Свободный доступ" в ноябре 2008 и когда-нибудь будет опубликовано в сокращении
Найдя актуальную для многих тему, интересно собрать для ее обсуждения людей не просто придерживающихся противоположных точек зрения, но еще способных аргументированно обосновать свое видение. Если затея удается, дискуссия выходит захватывающей и интересной. Даже если порой рискует вылиться в виртуальный мордобой.
Предыстория
Текст о гей-параде
был написан весной 2008. В печать не пошел по двум причинам: "написано
неполиткоректно" и "мы уже недавно выпустили номер в поддержку прав меньшинств,
тема пока не актуальна". Осенью Елена Байковская объявила тему ноября —
"классика". Я сразу вспомнил о своем тексте. Прочитав его, Лена предложила
добавить еще оппонирующую точку зрения.
Через несколько недель я уточнил, готов ли "альтернативный взгляд" на заданную
тему. "Увы, — ответила Лена, — кого я ни спрашивала, все думают так же, как ты…"
И все-таки на любую точку зрения найдется оппонент (в нашем случае его пришлось
искать аж в Сибири), так что обвинить "Свободный доступ" в однобоком освящении
вопроса уже не могли.
За несколько дней до выхода "классического" номера статья была опубликована в ЖЖ.
Ссылка, приглашающая к обсуждению, скопирована в несколько десятков сообществ:
молодые родители и ультрагеи, защитники прав человека и православные семьи,
марксисты и любители обсудить спорные вопросы…
Было получено более 500 комментариев. В "классический" номер "Гей-парад" не
попал по техническим причинам, зато для номера "Градус" было решено написать
обзор высказанных мнений.
Гей парад per se*
В качестве иллюстрации к статье была подобрана нарочито отвратительная
картинка: по огороженной невысоким забором улице (за забором — толпа зевак) шли
двое мужчин весьма солидного возраста с довольно обрюзгшими телами. Из одежды на
мужчинах были бейсболки, солнечные очки и часы. Фотография была взята из
репортажа о гей-параде в Торонто. Да, можно было бы найти и попрезентабельнее.
Да, гей-парад не всегда выглядит именно так. Но и это — реальное фото реального
шествия сексуальных меньшинств.
В числе высказавшихся почти не было тех, кто возмущался запрещением гей-парада в
Москве. Даже многие заглянувшие "на огонек" гомосексуалисты говорили: "Это
гадость. Мы не понимаем, зачем это может быть нужно нормальным людям. Мы сами
против такого гей-парада и вообще какого бы то ни было. Мы хотим жить, как нам
нравится, но никогда не пойдем демонстрировать свои сексуальные предпочтения
публично".
——————
* per se (лат.) как таковой, сам по себе
Меж двух фобий
В процессе обсуждения стало ясно, что, по сути, вопрос "кем бы вы хотели
видеть своего настоящего или будущего ребенка — сантехником или
гомосексуалистом?" сводится к противопоставлению двух страхов. Страха обнаружить
однажды в своей семье пролетария или человека с нетрадиционной сексуальной
ориентацией. Мы подвержены многим фобиям, и эти две — не из самых редких.
Согласитесь, одно дело, когда мужчина в засаленной робе и грязных ботинках, дыша
перегаром, появляется у вас дома на время, колдует, матерясь, над трубами в
техническом шкафу и уходит, оставляя по себе лишь не самые приятные, но скоро
рассеивающиеся воспоминания и запах. Другое — когда этот же самый мужчина
приходит в ваш дом каждый вечер, садится за ваш стол и вообще это — ваш сын.
То же с геями: на словах многие из нас достаточно толерантны, а, окажись парочка
таких ребят рядом с нами в метро, мы начнем искать местечко подальше, хотя
доподлинно известно, что уж воздушно-капельным путем гомосексуализм не
передается точно. И тут представьте, опять же, что ваш собственный сын приходит
как-нибудь с вечеринки и объявляет: "Ты знаешь, отец, я люблю мужчин".
Задумайтесь, покопайтесь в себе, проиграйте обе ситуации. Можете узнать о себе
много нового и интересного.
Choose one
Многие вполне заслуженно упрекали авторов дискуссии в слишком явной
условности поставленного выбора. "Вы бы еще предложили выбрать, что лучше:
ребенок без руки или без ноги", "какая связь между сантехником и геем" — и так
далее. Упрек справедливый, но вопрос, послуживший отправной точкой текста,
родился спонтанно и стал интересен автору именно в таком виде. В конце концов,
всем участвующим в дискуссии предлагалась умозрительная игра "choose one". Да и
то находились такие, кто, не будучи скован никакими скрытыми страхами, говорил:
"да пусть хоть сантехник-гей!". Что ж, не исключено, что в нашей богатой всякой
всячиной действительности когда-нибудь появится и такое явление…
О природе гомосексуализма
Возможно, из моего текста это не было очевидным для всех читателей, но я не
психолог и не сексолог. Да, я читал Кона и других классиков предмета в юности,
но уже почти ничего не помню. Мое субъективно высказанное мнение ни в коей мере
не претендовало на сколь-нибудь веское мнение. И я рад, что нашелся всего один
гомосексуалист, который предлагавшееся мною объяснение природы возникновения
гомосексуализма вообще счел оскорбительным для себя лично. Еще раз прошу его
великодушно меня простить.
Меня пытались переубедить, приводили аргументы и цитаты, случаи из жизни ("а вот
у меня есть друг") и пытались строить мрачные прогнозы ("вот погодите, вас еще
ждет крушение наивных идеалов"). Я с интересом выслушал, но остался при своем
мнении на этот счет.
О сантехниках
Звучали возмущенные голоса: "А чего вы пристали к сантехнику? Это что,
предел человеческой деградации? Вы — белая кость, а он — чумазый? А кто ваши
сортиры будет чистить? Сами-то небось не полезете!"
На первый взгляд, укор заслуженный. Но тут все же есть два нюанса.
Первый — это тезис о том, что родителям хотелось бы, чтобы их дети превзошли их
самих. Это необязательно значит, что заработная плата сына должна превосходить
вдвое заработок отца. Это — не единственный способ роста. Например, мне бы
хотелось, чтобы мой сын умел играть на фортепьяно или гитаре, знал более одного
иностранного языка или стал священником, как я собирался когда-то в юности,
занимался благотворительностью как основным родом занятий. Главное — чтобы он
смог что-то, чего не смог я.
Второй тезис не столь очевиден, но и его можно попытаться доказать. Далеко
ходить не буду, как и всякому человеку, мне проще приводить примеры с
собственным участием. Так вот, я работаю консультантом и занимаюсь контактными
центрами и клиентскими взаимоотношениями (журналистика — скорее мое хобби). Я
знаю на базовом уровне сантехнику, быстро осваиваю новые области, люблю учиться
и совершенствоваться в том, с чем приходится работать. Кроме того, я обладаю
неплохой физической силой. Каковы мои шансы стать хорошим сантехником? Как
быстро я смогу этого добиться? Теперь берем сантехника, пусть даже
высококвалифицированного. Что сможет сделать он, поставь его судьба на мое
место? Надеть костюм и, с трудом находя буквы на клавиатуре, набрать
предложение? Как быстро он сможет составить программу действий для экономии
миллионов какой-нибудь сервисной компании? За какое время он сможет добиться
необходимого уровня знаний, умений, навыков, чтобы заменить меня?
Так чья работа сложнее? Заметьте — не важнее, не уважаемее, сложнее!
Гей, православные!
На призыв из собственного сообщества, посвященного той или иной теме,
заглянуть в мой журнал и именно там высказаться после прочтения обеих статей,
реагировали, понятно, по-разному. Категоричные модераторы являлись с указаниями
немедленно убрать "этот спам" — хотя кто-то, вчитавшись в комментарии, все же
вливался в общее обсуждение. Меня обвиняли в пиаре собственного жж, на что я
отвечал: не вижу смысла затевать десять маленьких дискуссий, когда можно
организовать одну. И потом, о чем дискутировать в рамках выбранной темы геям
друг с другом? Или православным? Один скажет "фу", другой добавить "гадость",
третий — "+1". Вот и все обсуждение.
К слову — и к сожалению — хочу отметить, что из православных сообществ (а в силу
сложившихся обстоятельств именно их участников можно считать наиболее
непримиримыми противниками гей-парадов) не пришел почти никто. В то время как из
гей-сообществ был весьма ощутимый отклик.
Как это часто бывает, спасаться каждый предпочел в своем углу. А наиболее
вескую цитату "с этой стороны" привела не состоящая ни в одном православном
сообществе барышня: "…невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого
они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и
бросили в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих" (Евангелие от
Луки 17, 1-2).
Немного статистики
Мужчины, особенно молодые, чаще выбирали "сантехника", поскольку считали
неприемлемым для своего отпрыска гомосексуальность. Многие были категоричны
(молодости вообще свойственна категоричность), обещая любое "сборище" или даже
лично к ним подошедшего близко гея отделать от души. Впрочем, справедливости
ради отмечу, что кого-то из них я знаю лично по ЖЖ или жизни — это
интеллигентные люди и ни на кого на самом деле они не станут бросаться. Во
всяком случае, первыми.
Дамы, не будучи в большинстве своем подвержены гомофобии или ее производным,
либо говорили, что примут свое чадо любым, либо выбирали "гея": "я хотя бы буду
знать, о чем с ним поговорить". Одна православная барышня даже высказалась так:
"Я — мать — буду любить и поддерживать ребенка почти любым — маньяка убийцу
вот наверно не буду только <курсив мой — П.Ц.> — и его отношения с небом —
они не мои. Он пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать МОИМ
ожиданиям. Или чьим бы то ни было. Он сам разберется, мое дело любить,
поддерживать, слушать, гордиться тем, какой он ЧЕЛОВЕК, а не кто его партнер".
У меня не сложилось ощущения, что в умах участников дискуссии главенствует
какая-то одна позиция: все вопросы, возникшие в процессе обсуждения, так или
иначе оспаривались.
Наверное, это и есть признак демократического общества.
Один из.
P. S. Не гомофоб (из диалога в ICQ)
NN: Паша, а ты все-таки гомофоб.
Pawlick: Суди сама. Когда меня провожали на операцию (мы устраивали вечеринку),
среди провожавших был гей, не скрывающий своей ориентации. На прощание мы
обнялись и поцеловались — троекратно, щека к щеке.
NN: И что ты чувствовал?
Pawlick: Ничего особенного. Меня целовал человек и я целовал человека.
NN: Да, пожалуй, ты не гомофоб.
Автор выражает благодарность всем участникам
дискуссии (и особенно
Дине Сабитовой) и готов продолжить обсуждение любого из затронутых вопросов.
|