акция | сука-любовь | сакартвело, чемо сикваруло*

опубликовано в газете "Акция" 11 июня 2008

Любовь к Грузии досталась мне по наследству.

Книга Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион» была одной из любимых еще в семье моей бабушки, я сам в детстве и слушал, и читал ее неоднократно. Все мы: и бабушка, и мама, и я — были влюблены в Грузию, но ни один из нас никогда там не был. Мы просто мечтали, как мечтали советские граждане когда-нибудь повидать Париж…

Еще одно яркое воспоминание детства — мюзиклы «Свадьба соек» и «Веселая хроника опасного путешествия», про аргонавтов. Особенно второе, помните эту песню: «Арго-о-о-о, разве путь твой ближе, чем дорога млечная?..»

Еще помню, как приехавший в гости дядя, мама которого была грузинкой, готовил сациви с курицей и извел для этого целую посылку грецких орехов — весь пол кухни был усыпан скорлупой.

Во время учебы в университете я пытался изучать язык по самоучителю. Книга была уникальной: город издания — Новосибирск. Первое предложение на грузинском было: «Сибирь — богатый и красивый край». Самоучитель выдавался только в читальном зале, где мне сидеть было скучно, поэтому я «забыл» сдать учебник и унес его на несколько дней. Так в моем читательском билете появилась уникальная надпись «Выносит книги из читального зала». Меня могли потом лишить права пользоваться библиотекой.

Одним из первых мест работы была съемочная группа грузинского режиссера, который мечтал собрать одиноких людей, знакомящихся через газету, и снять с ними фильм. Работали мы в здании Дворянского собрания. Это было чистой воды сумасшествие. Судя по информации imdb.com, фильма он так и не снял.

Однажды зимним пятничным вечером я попал в аварию. Больше всех пострадала машина, стоявшая перед моей (я ударил ее, и она влетела в следующую). За рулем сидел парень, родившийся в Тбилиси. Конечно же, мы подружились. Один из самых светлых людей, которых я знаю.

О том, чтобы поехать в Грузию, довольно долго можно было только мечтать: сперва война и беспорядки, потом бедность и разруха, многие до сих пор считают, что ехать туда небезопасно. Когда я уже собрался было ехать и был готов наконец загранпаспорт, наши страны зачем-то рассорились вдрызг (а когда в Израиле, куда я также давно собирался, началась война, я подумал, что пора уже со-браться съездить в Иран, что ли, или Северную Корею).

Полтора года назад, когда эта колонка должна была появиться в «грузинском» номере «Акции», я был в больнице, но с собой у меня был ноутбук, подключенный к GPRS. Я закончил статью про Трудовой кодекс, и мне не хватило буквально часа, чтобы написать эти строки,— я оказался в реанимации.

По-моему, именно про это сказал герой Довлатова: «Это уже не любовь, а судьба».

В апреле открыли наконец воздушное сообщение между Москвой и Тбилиси. А в мае я наконец побывал там. Такие дела.
________________________
* (груз.) Грузия, любовь моя!