акция | карьера | право труда

опубликовано в газете "Акция" 14 декабря 2006 в сокращенном виде ("Зри в кодекс")

(Юристам этот текст можно не читать. Разве что начинающим – чтобы не забывали, что с неюристами о законах надо говорить простым человеческим языком.)

СПАСЕНИЕ УТОПАЮЩИХ
Моя преподавательница современного русского языка любила повторять: «все мы тут образованные слегка». В разной степени взрослые, в меру зрелые, достаточно уверенные в себе, во всяком случае, чтобы не дать себя в обиду хотя бы на бытовом уровне. Страшно ходить от электрички до дома поздно вечером – получаешь лицензию и приобретаешь оружие. Не умеешь или боишься стрелять – идешь на курсы, где научат не только быстро перезаряжать обойму, но и преодолеть страх причинить чрезмерный вред другому человеку. И так далее…

Не все так просто в более тонких областях, где требуется не просто наличие ума или хотя бы смекалки, но также обладание определенным объемом знаний, впрочем, не являющихся особо охраняемой кем бы то ни было тайной.

Речь пойдет о наших с вами правах как наемных работников (владельцам собственного бизнеса повезло, они сами определяют правила собственной работы). Большинство читающих эти строки вынуждены каждый будний – а порой и выходной – день направляться в офис, проводить в нем определенное количество часов и выполнять некие магические действия, которые в итоге имеют примерно один и тот же результат, важный для нас с вами, будь то изменение цифры на банковском счете или непустой бумажный конверт.

Мы представляем, как составить резюме и как очаровать на собеседовании будущего работодателя, как построить хорошие отношения с коллегами и как не выглядеть абсолютными бездельниками в глазах начальства. Однако в вопросах трудового права, то есть законодательной основы нашего с вами наемного труда, как показывает жизнь, многие из нас несведущи до такой степени, что в случае конфликта (вне зависимости от того, кто выступил инициатором) с руководством способны максимум на скандал и уход, минимум – на заявление «по собственному желанию» при абсолютном отсутствии подобного желания.

ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ
Сотрудника К. вызывает его непосредственный руководитель и объявляет, что тому пора найти себе другое рабочее место. К. чуть ли не тут же начинает собирать вещи. В обеденный перерыв К. заходит к В., коллеге, работающему в соседнем отделе, и рассказывает о своих неприятностях. "Погоди, спрашивает В., а причина-то какая?" "Причина? Не знаю. Он так сказал".

Конечно, до этих пор нашему герою не приходилось вообще как-либо серьезно отстаивать свои права (борьба за свою независимость от чрезмерной родительской опеки, неизбежная в подростковом возрасте, не в счет), а тут еще и надо было выучить несколько сложных на первый взгляд фраз о том, что, вообще-то, увольнять "просто так" не имеют права никого и ниоткуда, даже если речь идет о – в буквальном смысле слова – частной лавочке. Нельзя сказать, что отношение к сотруднику К. после его ответного выступления стало лучше (но ведь его и так уже собирались уволить!), но он во всяком случае смог спокойно проработать еще два месяца, подыскав себе вариант, значительно превосходящий по многим параметрам предыдущую позицию. (Как и все остальные примеры, приведенные в статье, этот взят из жизни, изменены только имена и названия.)

КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ
Та же университетская преподавательница подарила мне еще один афоризм: "Образованный человек не тот, кто знает все, а тот, кто знает, где все найти". И еще, из детства, помните, стихи Валентина Берестова: "…не надо ждать, не надо звать, а можно взять – и прочитать".

Вообще Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК) как таковой определяет норму, условно говоря, ниже которой работодатель не имеет права опуститься в установлении условий работы своих сотрудников. Выше – пожалуйста: хочешь – сокращай рабочий день на несколько часов, хочешь – устанавливай премии за отсутствие опозданий (скажем, когда-то в литинституте всем приходящим к началу первой пары в деканате выдавали стакан молока и булочку, причем и преподавателям, и студентам), хочешь – выплачивай всем увольняющимся по полугодовой зарплате вне зависимости от основания для увольнения. Это не будет противозаконно. А вот если заставлять людей работать до полуночи, когда официально рабочий день заканчивается в 18:00, лишать половины зарплаты за мелкие нарушения трудовой дисциплины или увольнять "по собственному желанию" руководителя, а не сотрудника – незаконно.

Вот еще один пример причудливости отечественных трудовых отношений. С. уволился из компании, где проработал несколько лет. Был произведен полный финансовый взаиморасчет, в ходе которого С. отчитывался за представительские расходы и командировочные и сдавал рабочие инструменты, в том числе ноутбук и служебную SIM-карту. Компания выплатила оставшуюся часть отработанной зарплаты и компенсацию за часть отпуска, которой он не успел воспользоваться. Как сказали бы англичане, all is well what ends well. Но не тут-то было.

Через месяц после увольнения С. обратился к приятелю Л. с просьбой одолжить некую сумму денег. Хотя это и не было в привычке Л., вопрос "зачем?" все же прозвучал. "Понимаешь, – объяснил С., – мне позвонили с прежнего места работы и сообщили, что я слишком много разговаривал по служебному сотовому, а потому должен внести сумму, превышающую установленный лимит…" Те, кто, прочитав эти строки, ухмыльнулись, пусть не обольщаются: С. взрослый человек с высшим образованием, обладающий весьма неплохими аналитическими способностями, практической хваткой, а также чувством юмора, что всегда является признаком умного человека. Просто он никогда не читал ТК и, поскольку претензия бывшего работодателя выглядела убедительной – С. и в самом деле злоупотреблял возможностями служебной связи, – собирался отдать заявленную сумму. (Впрочем, у этой истории также был счастливый конец, поскольку Л. объяснил С., что подобные претензии с точки зрения закона значат не более, чем выкрики Паниковского в адрес Корейко: "Дай миллион!")

ЭТО ВЫ МОЖЕТЕ
ТК включает в себя 423 статьи, определяющие нормы трудовых отношений всех типов (временная, постоянная, по совместительству; работа сложившихся профессионалов и учеников; есть отдельные разделы, посвященные транспортникам, преподавателям, дипломатам, военным и даже служителям культа). Конечно, к большей части читателей значительная часть статей кодекса отношения не имеет, будь то организация работы профсоюзов (оставшихся только на части бюджетных предприятий и выполняющих в наше время функции скорее декоративные), выдача молока и спецодежды на вредных и опасных для жизни и здоровья производствах, или "регулирование труда лиц, работающих вахтовым методом" "в районах крайнего Севера и приравненных к ним территориях", – все это вынуждены зубрить только студенты профильных ВУЗов.

Но есть и масса вещей, о которых средний работник даже не догадывается, вещей, которые могли бы сделать его существование гораздо приятнее. Нам редко забывают напомнить о наших обязанностях, а вот узнать о своих правах мы можем подчас только самостоятельно либо прибегнув к помощи специалиста.

Например, вас действительно могут уволить "просто так", по одному желанию руководства. То есть это будет фактической причиной. Но при этом – по закону – вам должны при увольнении выплатить три месячных заработных платы. Сразу. Если в течение двух месяцев после этого вы не смогли найти устраивающую вас работу по специальности – и тому есть подтверждение, скажем, с биржи труда, – ваш бывший работодатель будет кормить вас еще два месяца. В исключительных случаях, для самых невезучих – еще один, последний, шестой месяц вы проживете за счет своевольного бывшего начальника и его компании. (Скажем, в одной крупной перерабатывающей компании поступают проще: при увольнении нежелательного сотрудника ему сразу выплачивают шесть окладов. И никаких претензий. Все довольны.)

Или такая полезная вещь, как трудовой договор. Что, не заключали, просто написали заявление о приеме на работу – и все? или заключали, но это были два листа с довольно общими формулировками? Тем хуже… для работодателя. Все, что не оговорено в трудовом соглашении с вами, регламентируется Трудовым кодексом, если же документа нет вовсе – все вопросы к ТК. Как там написано, так и должно быть.

Вас не имеют права заставлять работать сверхурочно, не возмещая соответствующей (двух- или трехкратной оплатой) часы переработок за счет отгулов или дополнительных дней отпуска. Объем вашей работы не может быть увеличен без того, чтобы увеличить и вознаграждение за нее – особенно если это повлечет за собой удлинение рабочего дня – и во всяком случае не может быть увеличен без вашего на то согласия. С другой стороны, заработная плата, о которой вы договорились с нанимателем (даже устно!), не может быть уменьшена без пропорционального сокращения и объема работы. Кстати, любая задержка выплаты заработной платы руководством компании даже на сутки должна быть компенсирована материально (даже в случае отсутствия вины руководства компании или ответственных за выплаты сотрудников в возникновении этой задержки). У вас не имеют права отнимать хотя бы один выходной при 40-часовой рабочей неделе (как и часовой обеденный перерыв при рабочем дне с 9 до 18). Вы имеете право как минимум на 28-дневный ежегодный отпуск, одна часть которого (если его разделяют) не может быть меньше 14 дней. Отпуск, которым вы не воспользовались, должен быть возмещен материально (как если бы вы отработали дополнительные дни в году), но при этом отпуск не может не предоставляться в течение более чем двух лет. Если, работая, вы получаете первое высшее образование, то вам обязаны предоставлять отпуск на время сессии, а в случае, если вы обучаетесь заочно в другом городе, то съездить к месту сдачи итоговых экзаменов и обратно вы можете за счет своего работодателя. Будучи выпускником ВУЗа и поступая на свою первую работу по специальности, вы не можете быть приняты на работу с испытательным сроком – для вас просто нет такого понятия.

Ну и, конечно, вас не имеют права не принимать на работу, потому что вы негр преклонных годов, беременная женщина или старовер – отношения с потенциальным работодателем также определяются нормами ТК. Тут мы вполне соответствуем нормам западного общества.

И еще многое, многое, многое другое, о чем уважаемый читатель, если он никогда не открывал Трудового кодекса (или его предшественника, КЗоТа), даже не догадывается, но чем будет весьма приятно удивлен.

Я специально не привожу ссылок ни на одну статью кодекса, обращая внимание на наиболее востребованные в повседневной трудовой жизни моменты. Кому хочется узнать больше – тот всегда найдет, как это сделать.

(На полях отметим также, что не все коту масленица. Скажем, наиболее частой причиной увольнения является "отсутствие на рабочем месте в течение более чем 4 часов без уважительной причины", что приравнивается к прогулу и может даже при однократном прецеденте служить достаточным поводом рассчитать вас. Не забывайте, что помимо прав у любого работника также есть обязанности. Без этого правовых отношений не бывает.)

ВСТАТЬ, СУД ИДЕТ!
Существует два распространенных стереотипа, касающихся судебного разбирательства по поводу спорных ситуаций на работе. Первый (так думают, в основном те, кто в принципе настроен скептически относительно возможности защиты собственных прав законными методами): пытаться что-либо делать бесполезно, только потратишь время, нервы и деньги, ничего не добьешься, только окончательно испортишь отношения и придется уволиться. Второй (так полагают те, кто слышал что-то "от знакомого юриста"): достаточно чуть ли не просто написать заявление и любой суд всегда удовлетворит ваши требования, какими бы фантастическими они ни были.

Обе точки зрения во многом неверны. В первом случае, даже если не брать во внимание пессимизм, связывающий человека по рукам и ногам, лишая его возможности предпринять хоть какие-то действия, следует во всяком случае заметить, что при обращении в суд для защиты своих прав работник никогда не платит судебные пошлины. Кроме того, в подобных процессах всегда принимает участие государственный прокурор, в функции которого входит не только обвинение в уголовных процессах, о чем знают все, но и контроль соблюдения законности в трудовых отношениях. Вторая точка зрения также неверна, поскольку, каким бы гуманным ни был наш российский суд, воспринимать его как сказочное поле чудес не стоит.

Полистав материалы судебных разбирательств последних лет, можно обнаружить много интересного: вы полагали, что судиться могут только высокооплачиваемые работники, отстаивая свои интересы, выраженные многими нулями? Ан нет, среди тех, кто требовал судебной защиты, водители и охранники, операторы котельных и вахтеры, учителя и врачи. Что же касается вероятности выигрыша дела, то она и в самом деле довольно высока, но при одном условии: если требования работника обоснованы и законны. В этом случае – порой с помощью обращения в вышестоящие судебные органы после того, как в районном или городском суде дело было проиграно, – справедливость торжествовала, работников восстанавливали, выплачивали все причитающиеся суммы и так далее. И все же нередки ситуации, когда суд отказывал работнику в удовлетворении его требований: например, срок обращения был упущен, или размер претензий не соответствовал реально понесенным убыткам, или причина, по которой сотрудника увольняли, была признана судом соответствующей закону. Т.о. прогульщику и бездельнику, уволенному с "тепленького местечка", как он сам полагает, "ни за что", по прихоти начальника, скорее всего, не удалось бы отстоять свои права в суде.

Бывают и курьезные случаи. В одной школе во время проведения соревнований учитель физкультуры попросил завхоза сходить в кабинет директора и принести оттуда кубок для вручения победителю. Тот отказался, мотивируя тем, что замок, запирающий стенд с кубком, барахлит, это может привести к поломке ключа. Физрук настаивал на своем. Завхоз отпирался. Завязалась перепалка, перешедшая, понятно, в драку (в материалах судебного разбирательства на это нет никакого указания, но можно предположить, что в физруки редко идут мужчины субтильного склада, а завхозами часто работают отставные военные). Мужчин растащили, родители написали жалобу на имя директора. Тот разобрался, как мог, в вопросе, и уволил обоих по статье, запрещающей работникам системы воспитания совершать аморальные поступки (по ТК, любой воспитатель, учитель или преподаватель ВУЗа помимо своих прямых обязанностей, донесения собственных знаний по предмету до учеников, должен еще и подавать надлежащий пример для подражания, способствуя тем самым воспитанию питомцев).

Оба, и учитель, и заместитель директора по хозяйственной части, обратились в суд, считая увольнение незаконным. Суд же постановил, что поступок физрука – как учителя и воспитателя – является аморальным и потому увольнение его – законно. А вот завхоз (как и, скажем, уборщицы, поварихи, охранники и прочий обслуживающий персонал, работающий в школе), воспитателем не является, потому директор не имел права увольнять сотрудника, но мог ограничиться, скажем, строгим выговором. Завхоз был восстановлен на прежнем рабочем месте.

Интересно также обратиться к понятию, которое в нашем (полагаю, не будет преуменьшением определить его именно так) зарождающемся правовом сознании непосредственно связано с защитой своих прав в суде: моральный ущерб. Не материальный, как то недополученная зарплата, невыплаченные суточные или невозвращенные затраты на служебные нужды, а именно ущерб, если можно так выразиться, душевного толка. В Трудовом кодексе указывается, что ущемленный в своих правах работник вправе потребовать через суд также и удовлетворения морального ущерба. Однако, как можно видеть из дел, рассматривавшихся в последние годы, если и удается отсудить какую-то дополнительную сумму с работодателя, то ее, скорее, можно назвать символичной. Допустим, при затребованном в исковом заявлении возмещении размером три миллиона рублей суд решает обязать работодателя выплатить одну тысячу. Увы, господа, мы не в Америке, и, не имея на руках доказательств весьма серьезных (скажем, свидетельства о перенесенном инфаркте в день увольнения), рассчитывать на астрономические суммы неразумно.

Существует также мнение, что после судебного разбирательства с работодателем жизни в компании уже не будет и все равно придется уйти. Может, и так. Но, во-первых, уйти с поднятой головой или с поджатым хвостом – вещи разные. Во-вторых, не факт, что работодатель, который столкнулся с вашей юридической грамотностью и желанием отстаивать свои законные права, станет в дальнейшем предъявлять немотивированные претензии, рискуя спровоцировать новый процесс. В-третьих, даже в любовных отношениях бывают и разлады, и ссоры, и скандалы. Служебные же отношения не подразумевают такой степени близости, здесь достаточно поддерживать мирное сосуществование. Кто знает, может, со временем неприятности забудутся и вы еще выпьете с вашим шефом во время ежегодного летнего пикника на брудершафт.

ЗРИ В КОДЕКС
Трудовой кодекс можно купить в любом книжном магазине: экземпляр, по которому была написана эта статья, был найден в полуподвальном помещении на Беговой, где помимо книг торговали детскими игрушками и одеждой, и куплен за сорок рублей. Прочесть его самому – не намного сложнее, чем ознакомиться с данным текстом. Это, впрочем, касается и любого другого свода законов, определяющего нормы нашего с вами сосуществования, будь то воинская служба, прописка и регистрация или пресловутые препирательства с гаишниками по поводу нарушения Правил дорожного движения.

Правовое государство начинается с правового самосознания граждан, с элементарной правовой грамотности. Чтобы наши права когда-нибудь начали уважать, мы должны знать о них.