блог | 22 июня 2009 | минск

я не впервые был в Минске
лет в 10 мы с мамой ездили в Минск, Брест и Хатынь — возможно, куда-то еще, но уже не помню, куда
тогдашнее путешествие было необычным в том смысле, что это был ж/д-туризм, мы перемещались на поезде и в нем жили эти несколько дней
честно говоря, почти ничего не помню из самого Минска, кроме разве что юмористического журнала "Вожик" (лучше помню Брест и Хатынь, отпечаталось в памяти как-то сильнее)

нынешнее путешествие было первым опытом автотуризма, ранее я самое дальнее выезжал в города ближайших областей, самое дальнее — Ярославль
расстояние от Мск до Мнк указывается различными источниками с вилкой до 30 км, в среднем — 720
понятно, что если ехать с дальнего конца одной МКАД до дальнего конца другой (Минской кольцевой автодороги), расстояние может получиться и сильно бóльшим
судя по моему одометру, примерно 730 км от границы города до границы и получилось
впечатления разобью на тематические блоки, чтобы текст имел более практическое применение

в тексте будет много сравнений с московскими реалиями, но не потому, что Москва — это пуп Земли, а просто потому, что я здесь живу (хотя и исходя из последнего факта — все равно не пуп)

туда я ехал 19.6, обратно — 22.6, в самом городе провел полных два дня

дорога

коллеги, проехавшие в этом году пол-Европы примерно до Италии, утверждают, что лучшие дороги именно на белорусской трассе, идущей мимо Минска до Бреста, т.е. фактически через всю страну
я сам в Европе на машине не был, на дорогах перемещался либо на такси, либо чаще на автобусе, так что мне судить сложно
дорожное покрытие я бы оценил на 4+, для уверенной пятерки дорога должна быть ровнее и ход по ней — плавнее, хорошую дорогу замечаешь только когда нужно чуть скорректировать положение руля, если дорога уходит в сторону
из безусловных плюсов — разрешенная скорость для легковых авто 120 км/ч, при этом не нужно забывать, что допустимый "зазор", принятый по местным ПДД, не более 5 км/ч (в отличие от российских 10), если же помнить о том, что и спидометр, и прибор у инспектора (хм…) может быть не слишком точным, то лучше во избежание лишних контактов с дорожной полицией держать стабильные 120, особенно если есть круиз-контроль
учитывая, что на перегоне граница-Минск встречается один, от силы два населенных пункта, где скорость все же надо сбросить, то можно спокойно пилить на ста двадцати, изредка обгоняя фуры (не знаю, как это объяснить, но сразу после пересечения границы машин становится заметно, в разы меньше, чем было в РФ — куда они деваются, непонятно, такое ощущение, будто, подъехав к пропускному пункту, разворачиваются и удаляются вглубь родины)
российские трассы существенно хуже белорусских в смысле комфортности езды из-за обилия левых поворотов (лишние полосы, а также машины, пересекающие твою дорогу со встречки) и населенных пунктов, особенно такой протяженности, что и скорость-то до положенных 60 км/ч не успеваешь сбросить, как уже пора снова ее набирать
машин в РФ, как я уже сказал, больше, но зато и "спонсоров" больше, так, километров двести на обратном пути я проехал в два захода, пристроившись по очереди за "крузаками" и держа с ними крейсерские 140 км/ч — очень удобно, и едешь быстро, и гаишников не опасаешься

переезд границы — процесс, отнимающий не более 10-15 минут, во всяком случае, в будний день
фуры стоят в правой полосе и, очевидно, проходят какой-то более строгий досмотр, легковушки проезжают так, изредка у кого-то просят документы, мне только махнули жезлом со светоотражателем, проезжай, мол
гаишников на белорусских трассах также меньше, чем на русских, стоять они могут и посреди разделительной полосы, работая в обе стороны (очевидно, сказывается то, что машин немного)
поморгать дальним светом могут, но иногда разделительная слишком высока, чтобы увидеть
говорят, что местные гаишники взяток не берут, т.к. у них одна из самых высоких зарплат среди бюджетников, что-то около тысячи долларов
так что в качестве наказания отбирают права и направляют их в местное (районное) отделение дорожной полиции, откуда уже как-то надо доставать
в общем, лучше не попадаться

правда, один раз я себе позволил все-таки превысить скорость за границей
уже на подъезде к Минску, когда оставалось километров 30, мимо меня проезжали два такси с местными номерами, вместо положенных на том участке уже 90 они ехали где-то 120 км/ч
я пристроился за ними третьим, полагая, что двух "спонсоров" мне, если что, хватит
километров через десять прямо над нами на табло вдруг появилась надпись "СНИЖАЙТЕ СКОРОСТЬ!"
не будучи склонным к метафизическим объяснениям, я ушел в правую полосу и сбавил до положенной сотни

в самом городе народ ездит, скажем так, довольно агрессивно
поворот через полосу, перестроение без поворотников, разворот там, где его нету — буквально через перекресток мне встречались
ко мне, впрочем, относились довольно терпимо, видя, как я осторожно пробираюсь через полосы к нужному повороту, пропускали беспрепятственно
указатели улиц есть почти везде, хотя и довольно небольшие, надо смотреть внимаительно; имея хоть какую-то карту (у меня была), заблудиться сложно — понятно, что лучшая карта — это
GPS-навигатор (в моем не было белорусских карт, но по нему можно было доехать до самой границы, определяя оставшееся расстояние и всегда зная допустимую скорость на данном участке трассы)
мне показалось, что в Минске полосы уже, чем в Москве — возможно, из-за долгой дороги по трассе, хотя спустя день и два такое ощущение снова возникало время от времени
(upd действительно уже, но только на проспекте Независимости)
очень мало "лежачих полицейских", за все время встретилось не больше трех мест, сделаны они, как в Московской области, гуманно: на низкой скорости их можно проехать очень плавно

туда доехал за 8 часов, обратно — за 8,5 (перерывы минут на 5-10 я делал каждые полтора часа вне зависимости от проеханного расстояния)
при том, что и туда, и обратно успел постоять на московской окружной
на белорусском участке трассы отлично продуманы места отдыха — метрах в ста-двухстах от трассы, со скамейками, беседками, туалетом и мусорным баком, все, чтобы цивилизованные люди могли цивилизованно отдохнуть
средняя скорость по Белоруссии была 100-120, по России — 100-140 км/ч
ни с одним гаишником ни в РФ, ни в РБ мне посчастливилось не пообщаться (в самом Минске гаишника вообще, кажется, видел однажды)

белорусская трасса платная для всех, кроме граждан РБ (то бишь машин с белорусскими номерами)
мне такое разделение показалось странным, хотя, учитывая стоимость — два раза по 22 российских рубля, это вызывает лишь некоторый дискомфорт этического свойства
по совести говоря, будь у нас такие дороги, за них не жалко было бы платить и по рублю за километр

еще важный момент: о страховке
для выезда за пределы России нужно приобретать т.н. "грин-карту", по СНГ тариф весьма умеренный и зависит, насколько я понял, только от типа ТС, легковушка или грузовик, то есть неважно, сколько людей и какой квалификации будет сидеть за рулем
страховка на 3 месяца обошлась мне в 1500 с небольшим рублей (для остальной Европы тот же самый период обошелся бы уже где-то в 7-8 тысяч) — самое меньшее, на сколько можно застраховаться, это три недели, стоит меньше тысячи рублей
что интересно, сделать ее можно почти в любом пункте страхования еще дома, а не на подъезде к границе (ведь к границе вы можете подъехать и в ночь, и когда просто все будет закрыто, чего не бывает)
тариф, насколько я понял, универсален для всех компаний, то есть где его покупать, совершенно не важно
в отличие от наших полисов ОСАГО, с "грин-картой" не дают

а! еще наклейку "RUS" на заднее стекло или просто задницу машины не забудьте приклеить, в автозапчастях стоит 10 рублей

язык

белорусского в Минске не больше, чем украинского где-нибудь в Крыму
правда, на полуострове хотя бы реклама на государственном языке и большая часть телепрограмм
в Минске же русский имеет такой же официальный статус, как белорусский: возможно, видели в новостях, как Лукашенко общается со своим кабинетом (по-русски), так что здесь надо еще постараться, чтобы услышать живой белорусский язык
программ на ТВ на нем почти нет, каналов, полностью вещающих, нет совсем
среди радиоволн, которые мне удалось поймать моей автомагнитолой с шагом 2 вместо обычных 0,5 (101,1-101,3-101,5) не было ни одной белорусскоговорящей
кстати, рекомендую 105,1 FM, там это называется "Авторадио", но, в отличие от московской попсово-шансонной пурги, здесь играют хороший качественный рок, причем, в отличие от московских "Рок-радио" и "Финам-FM", звучит вперемешку зарубежная и отечественная музыка

шутка, услышанная в Минске: "белорусский язык — это когда украинец пытается говорить на русском"
понимающие люди оценят
из лингвистических хитов, встретившихся мне, можно назвать "бульбу фры" в меню ресторана, а также слово "забобоны" на одной из книг, описывающих народные обряды
привезенное из Минска "у всех свои забобоны", думаю, останется со мной, как ростовский "шмурдяк" и "рогули" ("дешевое пойло" и "конечность")

и еще такой момент
на белорусском русском языке принято название государства писать только так, на белорусский манер: "Беларусь", либо "Республика Беларусь" или "РБ" for short
варианта "Белоруссия" местные жители не приемлют, считая его пережитком советского прошлого (то есть остальные пережитки СССР на территории РБ их не смущают, очевидно)

правда, на мой вопрос, как образовать прилагательное от "Беларусь", ответили не сразу
но ответили, понятно, "белорусский"
откуда тогда, спрашивается, замена "а" на "о"? непонятно
если уж подходить к вопросу фундаментально, то стоит вспомнить, что в России регламентировано оба варианта написания, и оба являются узаконенными
впрочем, ваше дело, говорить ли правильно или говорить так, чтобы вас приятно было слышать местным жителям

особенного акцента в русском у белорусов я не заметил, чуть тверже "ть" и "дь" (переходящие в "ц" и "дзь" соответственно, но так делают и московские гламурщики), а также иногда чуть больше московской нормы редуцируются предударные гласные
[къгда въттак гъвърйат]

сервис

в пафосном, судя по ценам и обстановке, ресторане белорусской кухни, несмотря на то что в обеденное время выходного дня было занято всего два стола и в наличии были две официантки, внимания гостям уделялось не слишком уж много
меню довольно небольшое, каждого типа блюд по три вида, четыре максимум, но не все, что можно увидеть на картинке, доступны, чего-то просто нет (цитата из меню: "интерьер эпохи "Возрождения")
за то время, как я подумал, не испить ли чаю и дождался официантку, а потом и самого чаю, в общем, уже можно было выпить не одну чашку
кроме того, что-то случилось с терминалом и ни одна из трех моих карт не позволяла провести оплату
было очевидно, что не в порядке терминал, но перегружать его сотрудники ресторана наотрез отказались, сказав, что "никогда этого не делали"
(интересный момент: когда рассказал в Москве про этот случай знакомому, тот рассказал в ответ, как недавно в Италии у них произошел подобный случай, и тогда хозяин заведения просто отпустил гостей с просьбой заплатить когда-нибудь
и что вы думаете? те доехали до банкомата, сняли деньги и вернулись заплатить
вот это называется технологии CRM в действии)
пришлось идти менять деньги, поскольку наличных белорусских рублей у меня с собой почти не было
так что было вкусно, но сервис в лучшем случае на троечку
понятно, что при таком подходе о чаевых речи уже быть не могло

в книжном магазине, центральном книжном магазине, очень хитрая система продажи: вам отдают ценники с понравившейся литературы, вы идете с этими бумажками в кассу, там вам выбивают чек, после чего с чеком обратно в отдел и там уже забираете покупку
такое промежуточное решение между советским и цивилизованным, благо хотя бы не заставляют учить цены

на заправках карточки не принимают, хотя наклейки и висят (рядом с ними объявления, мол, звыняйте, нема), везде, где я заправлялся, было самообслуживание
когда я, услышав цену за 20 литров и внимательно глядя в имеющиеся у меня купюры, не мог понять, каких и сколько отсчитать, кассир предложил свою помощь
в обменниках документы не требуют, только купюры

деньги/цены

в первый же вечер я ходил по местному гипермаркету a la московский "Ашан" и иже с ним и все пытался понять, как воспринимать эти пяти-шестизначные цифры
когда же мне сообщили обменный курс, все оказалось просто: убираем две цифры с конца, к полученной сумме прибавляем на глаз 10% — и получаем цену в рублях
было 12750 бел. руб. — стало 136 руб.
если особенно считать некогда, можно просто убрать две цифры и получить примерную сумму в RUR

бензин, хоть меня и пугали его дороговизной, мол, чуть не в полтора раза дороже нашего, на самом деле не так и дорог
в Москве литр АИ-92 стоил на июнь 2009 рублей 18-19, в Минске — около 2 200 бел. руб. (т.е. 24,2 RUR), итого всего на четверть дороже
то есть если бак позволяет, можно заправиться прямо перед границей на "Лукойле" и доехать потом обратно на российском же бензине, если же, как у меня, расход посерьезнее, то можно спокойно заливаться на том же "Лукойле" в Белоруссии

попробовал несколько сортов местного пива — пиво как пиво
местное нефильтрованное, не будучи специалистом, не отличить от "балтики-восьмерки"
многие хвалили местные молочные продукты, цены на них (не-импорт) и правда ощутимо ниже московских, качество — ну, хорошее
я вот решил попробовать "белорусский соленый сыр" — фуфло, конечно, но это и не самый характерный местный продукт
распространен "Савушкин хуторок", нередко встречающийся и в Мск, безусловно качественный товар, но здесь выбор, как мне показалось, шире

предлагать где-либо русские рубли бессмысленно, далеко не всегда местные вообще знают, как выглядят российские купюры, если не успеете обменять, то предлагайте доллары, есть вероятность, что получится
карточки принимают в большинстве мест, обменников не слишком много, но найти можно минут за 10-15, иногда просто внимательно повертев головой в центре города

о стоимости дороги: у меня это было две заправки рублей по 800 каждая плюс "грин-карта" 1500 (можно дешевле, если на меньший период)
итого в одну сторону порядка 2300 рублей
для справки: ж/д билет до Минска стоит 6150 руб. за СВ, 3500 за купе, 1900 за плацкарт и чуть больше тысячи — за сидячее место, время в пути — около 10 часов
авиабилет обойдется в среднем 4200 руб. (при условии покупки обратного билета), время в полете — 1:20

достопримечательности

главная из достопримечательностей Минска — обилие свободного места
говорят, после войны его отстраивали по образцу московско-сталинской архитектуры (Кутузовский, Тверская, Ленинский и т.п.)
действительно похоже; иногда чувствуешь себя как в родном городе, только с одной поправкой: привычные улицы словно растянули, отставив подальше дома от дороги, саму дорогу сделав шире, создав ощущение просторности
меня не покидало чувство, которое в Москве обычно бывает на площади за главным зданием МГУ: много места, мало людей, кайф!
строек в центре города мне почти не встретилось, никакой тебе "точечной застройки"

нередко мне приходилось слышать снобскую точку зрения, мол, в Минске посмотреть нечего, город — сплошной новодел, скукота и прочее
не верьте, город очень красивый, здесь есть где погулять и есть чем полюбоваться
я, правда, смог обойти только несколько кварталов, но зато много ездил по улицам и много видел, и то, что успел увидеть, передвигаясь на скорости в среднем не выше 40 км/ч (чем иногда раздражал местных), мне очень понравилось
собственные фото города, скорее всего, выкладывать не буду, но Гугл с Википедией в помощь желающим, наверняка в Сети можно найти массу иллюстраций

естественно, я был и на почте, точнее, Главпочтамте
большой зал с куполом, великолепная акустика (звук отражается три или четыре даже раза), столики со стульями, на которых можно посидеть, подумать над текстом и над тем, кого осчастливить приветом из отсюда
на витрине открыток с местными видами не оказалось, но в закромах нашлось видов пять открыток, из которых вполне можно было выбрать
стоимость одного отправления — как и везде в среднем по миру (доллар-два), даже, возможно, чуть ниже

здесь есть, как я уже писал, МКАД (три полосы в каждую сторону, один раз мне рядом с МКАДом встретилась ферма — в черте города, есть ГУМ и ЦУМ, есть многое, номинально как в Москве, на самом же деле сильно и сильно отличающееся
не знаю, по случаю ли предстоящего дня независимости (до него, впрочем, еще было две недели), то ли в принципе так принято здесь, но город был украшен по-праздничному, в частности, много зеленых и красных флагов — в цвет национального знамени
поначалу от этого обилия кумача слишком уж окружающая картинка напоминает советское детство, но довольно быстро это проходит

очень приятно прогуляться по "Троецкому предместью", такому островку архитектуры XIX посреди второй половины XX
Минская телебашня отдаленно напоминает Шуховскую, но скорее ее можно принять за обычную установку базовой станции сотовой связи
из местной рекламы очень порадовали огромадные щиты с "БелАЗом" и надписью "Добро пожаловать в Беларусь" — пожалуй, РФ стоит выпустить такие же приветствия с "Тополем-М", иностранцы оценят

"ворота города", две башни против железнодорожного вокзала, также сделаны в сталинском стиле, но интересно другое: на одной из башен часы, в другой — герб города
такая круглая тарелка с гербом посередине

в метро, состоящее из двух веток, одно из немногих мест, где звучит белорусский язык, я не попал
ну, не случилось как-то

отдельного упоминания стоит Национальная библиотека, безусловный хит, не побоюсь этого слова, современной европейской архитектуры
расположенное на довольно просторном участке по трассе, которой въезжаешь в город, это здание не может не привлекать внимание
называется такая фигура, если верить Википедии, "ромбокубооктаэдр", высота его — более 70 метров
сзади к этому шарику приделано что-то вроде палки, а вся конструкция расположена на основании высотой в несколько этажей
по ночам здание, покрытое сотнями лампочек, светится, мигает, а также призывает граждан платить налоги
ощущение, словно это гигантский ночной клуб, можно стоять перед ним часами и наблюдать за иллюминацией

на машине рекомендую также обязательно проехаться по ночному Минску в период, когда включают подсветку на большинстве зданий в центре города
при мне ее включили около 22:20, когда уже совсем стемнело, и выключили после 23
удовольствие недолгое, но тем оно ярче

еще в городе очень чисто — при том, что обилия спецлюдей в спецжилетах я не заметил, либо они слишком хорошо работают по ночам, либо минчане все-таки не мусорят на улицах

негативчик

ну, совсем без него было бы тоже как-то скучно, согласитесь
приятель, с которым мы должны были ехать из Москвы (он ранее многажды совершал такие переезды на своем авто), опоздал к месту отправления на 3 часа (прописью "три"), — проспал
из-за этого мы приехали на два часа позже расчетного времени и не попали на вечер местной поэзии, где я рассчитывал послушать живой белорусский язык; увы, не сложилось

конечно, ехать вдвоем, меняясь, значительно легче, можно сесть на пассажирское сидение, натянуть шляпу до подбородка, задрать ноги на торпеду для оттока крови, и подремать, дав заодно отдых и глазам
с другой стороны, меня зачастую чужая манера поведения за рулем напрягает, так что, отдохнув, снова рвешься за руль, чтобы меньше нервничать

ну и еще то, что второй день почти все время шел дождь, не ливневый, но ощутимый, промокнуть можно довольно быстро, так что даже при большом желании гулять трудно
говорят, здесь нередко бывает такая погода летом
а в остальном, прекрасная маркиза…

вывод

вывод номер раз: поскольку в Минск на поезде ехать примерно столько же, сколько в Питер или Киев, рекомендую город для посещения "на выходные" тем, кому северная и украинская столица уже наскучили
в смысле погулять и приятно провести время Минск — отличный выбор
все в Минск, товарищи! ура!

вывод номер два: автотуризм рулит, ехать машиной веселее и дешевле, чем поездом, а перемещаться на месте куда проще на своей, чем на такси


(фото на выезде из столицы)

вывод номер три: это был один из самых лучших летних викендов-2009

 

в календарь