блог | 4 мая 2008 (тбилиси, день третий)

проснувшись, я решил включить в обязательную программу дня две цели: прокатиться на метро и прогуляться по ночному городу
после завтрака пообщался Гиорги, который зашел сообщить, что его приятель готов отвезти меня в Ереван за сумму, в долларах примерно равную 180
меня, конечно, это более чем устраивало, поскольку другие товарищи, у которых я интересовался расценками, были куда менее клиентоориентированными

я прогулялся по улочкам к западу от моей гостиницы, первым на глаза попался привет пекинской олимпиаде

потом проросший в фундамент корень

и парк скульптур

рядом с парком можно было наблюдать, как, стоя на противоположных сторонах улицы, мужчина с собакой и женщина с пакетом переговаривались о чем-то
они говорили несколько минут, но так и не пересекли улицу
за это время к женщине подошел какой-то мужчина, появившийся из соседнего двора, а тот, с которым разговор был начат, пошел по своим делам
потом произошла передача эстафеты: женщина ушла, а вышедший из двора мужчина продолжил разговор с другим, вышедшим из того же двора

вот парень открывает заднюю дверь седана и, пока достает пакеты, держит ее, дверь, головой, потом просто выныривает из-под нее и дверь, хлопая, закрывается
вообще старых авто и здесь, и е Ереване, довольно много
нередки весьма ушатанные рыдваны, глядя на которые, не всегда понимаешь, как это корыто еще ездит

проехала "скорая", на ней написано — именно в таком порядке: "0+3"

семейная пара, женщина толкает перед собой коляску с младшим ребенком, мужчина управляет пультом машиной, в которой едет старший
машина время от времени тыкается в стены и столбы, ребенок невозмутимо тычет пальцем туда, куда хочет отправиться

джентльмен идет не спеша по улице с газетой и трубкой, курит и читает

водитель хаммера в черном спортивном костюме
ну очень серьезно выглядит
и костюм черный
но, правда, спортивный
но на хаммере
но очень серьезный
(скажете, это просто водитель, не владелец? а вы представляете себе владельца хаммера, который позволил бы водителю ездить в спортивной костюме по городу?)

бабушка с подростком, лбом лет 15ти со свежевыбритым лицом
купила ему и себе бутылку воды, долго выбирала, какую взять, совсетовалась с продавцом, щупала бутылки: не слишком ли охлажденные?

городу очень идет Chrysler PT Cruiser, он попадались мне нередко, причем довольно экзотичных расцветок, например вот такой, как на снимке, или красного цвета

непонятно, что оставило такие следы на номере дома: то ли просто время, то ли пули (дробь?)…

в этой вывеске мне очень понравился шрифт

я набрел на площадку, где играли в футбол дети
это, конечно, было не так захватывающе, как футбол детский, но тоже интересно

поднимаюсь вверх, к улице Сололаки
вижу дом, где жил когда-то Есенин (надо отдать должное поэту, если он каждый день забирался по такому крутому подъему)

уже наверху, перед тем, как снять панораму города, вижу интересную композицию: в коляске спит ребенок, а несколько поодаль, метрах в трех, стоит дедушка
ничего не делает, просто стоит, стережет сон внука или внучки, хотя вокруг ни души, но стоит почему-то на расстоянии, не у коляски

я присел на пенек и снял следующий клип

сквозного прохода мимо строящегося на горе дворца мне найти не удалось, так что обратно я спустился тою же дорогой

мне встретилась еще такая вот статуя

и две вывески

да, и еще весьма колоритный балкончик

время приближалось к обеду, я решил заглянуть в заведение, которое заметил еще вчера, прогуливаясь — на нем было несколько вывесок с пивными брендами и надпись "Georgian cuisine"
на обед у меня в тот день случился литр местного пива "Натахтари", в истинном смысле этого слова глубокая тарелка харчо, от которого перехватывает временами дыхание так, что спасает только пиво; "маленькая" порция хачапури, с которой едва может справиться даже объемный мужчина вроде меня и порция хинкали
к хачапури и хинкали мне подали нож и вилку, словно бы проверяли мои познания в грузинской кухне
как будто хачапури и хинкали можно есть чем-то еще, кроме как руками!

после такого основательного обеда сил у меня хватило только на неспешную прогулку по Шота Руставели вниз к площади Свободы и просмотр очередного ничего особенного не представляющего из себя фильма
после кино у меня был chill-out в холле Mariott — надо было укрыться от внезапно припустившего дождя

погода в последние пару дней после обеда стала портиться, так что я зашел в кафешку при гостинице и попробовал редкой вкусноты белого вина "Твиши" (дома я, признаться, даже не слыхал о таком)
я пил вино, курил и читал местную газету, из которой, в частности, узнал про этнографический музей под открытым небом наподобие киевского "Пирогова"
вот такая картина была за окном после дождя

я немного еще прогулялся, понаблюдал за ходом реставрационных работ перед храмом Кашвети

и договорился с Гиорги о ночной фотопрогулке по городу
за оставшееся до встречи время решил прокатиться на метро, сел на "Площади Свободы" (снимок сделан уже позже, ночью)
a propos, "площадь" по-грузински — "мойдан" с ударением на "о"

за те же 40 тетри мне дали небольшой жетончик оранжевого цвета
я спустился по эскалатору — рекламы по московским меркам было немного, но зато было несколько, как мне показалось, мрачновато

осмотрел станцию

и сел в поезд
вагоны — привычные, мытищинского завода
что интересно — тот, в котором ехал я, был 91 года выпуска
оказывается, в 91 завод не только выпускал вагоны, но и поставлял их даже в Тбилиси
народу становится постепенно довольно много, стоять уже тесновато
поезд в какой-то момент выныривает на поверхность
как я и предполагал, на линии были и открытые станции, наподобие таких, как есть в Мск на Филевской ветке
фразу, звучащая на остановках, я довольно быстро запомнил, как это было когда-то в Праге (одна из немногих фраз на чешском, которую помню)

доезжаю до конечной, изучаю схему метро, пытаюсь понять, как вернуться
по всему выходит, что я не смогу приехать обратно туда же, где сел, хотя поезд и отправляется с противоположной платформы
в списке станций, до которых, по идее, в эту сторону идет поезд, нужной мне "Площади Свободы" нет
и все же сажусь и еду — и приезжаю куда нужно!
более того, умудрился, даже пройдя по платформе в поисках правильного маршрута, сесть в тот же самый вагон — опознал его по рекламе и рисунку на ней, сделанному шариковой ручкой, сердце и четыре женских имени: Тамо, Нино, Мако и Кето

примерно за час я проехал линию в оба конца и вернулся на ту же площадь Свободы
на обратном пути поймал себя на мысли, что смог прочитать название одной из станций на схеме метро
первое самостоятельно прочитанное слово по-грузински было "Руставели"

ночная прогулка была, к сожалению, недолгой — все из-за того же дождя, который в этот вечер решил не накрапывать, я просто-таки полить
мы успели обойти только несколько кварталов, заодно посмотрев на дом правительства в ночном освещении

(забавно было бы провести аналогию с российским д.п., названным за цвет "белым домом")

перед д.п. был памятник студентам, погибшим на митинге на заре перестройки

в общем, дождь вскорости полил уже достаточно сильно, чтобы можно было оставить всякие мысли о съемке, так что мы решили отправиться в ресторан, о котором Гиорги знал, что там поют грузинские песни под гитару
когда мы подошли к знакомому мне углу, я понял, что мы идем в то же самое место, где я обедал днем
мы заказали бутылку "Хванчкары" и приготовились слушать

да! немного о вине
надо сказать, что такой "Хванчкары", как подали нам в этом не сказать чтобы топовом заведении, в Мск я не пробовал, конечно, никогда
и вообще все то якобы грузинское вино, которое продавалось дома, таки не имело никакого отношения ни к Грузии, ни к вину
с одной стороны, я разделяю чувства г-на Онищенки, прекратить бардак со шмурдяком надо было давно
с другой, я скорее купил бы задорого хорошего грузинского, нежели итальянского или испанского (французское, так и быть, не берем)
в общем, вино было бесподобным, невероятно вкусным
а вместе с песнями на грузинском и сигариллой производило на организм незабываемое впечатление

песни, правда, были не только грузинскими, но еще испанскими, русскими и на иврите

"Bessame Mucho"

мне показалось, что, узнав во мне приезжего из России, артисты стали с особенным рвением исполнять песни на русском
пришлось попросить их спеть все-таки на грузинском
мою любимую, "…о Тбилиси"

еще были "Ах, Одесса", "Семь сорок" и другие
напоследок я попросил спеть еще что-нибудь на грузинском, по возможности — грустное

дорога в отель ночью была такой же спокойной и умиротворенной, как и днем

а с балкона можно было наблюдать картину "Ночь. Улица. Фонарь"

 

в календарь